Имена в интернете: Африканские имена.

Африканские имена.

                                                                

Африканские имена — тема особенная. Философия населения черной Африки, равно как и психология, настолько загадочны для понимания европейцев, что систематизировать причины возникновения того или иного африканского общественного направления они не решаются до сих пор. И это несмотря на десятилетия, посвященные кропотливому изучению этого вопроса.

 Имя — одна из непостижимых загадок африканца, и если мы что-то знаем об этой загадке, то неизвестно, какой процент наши знания составляют от истины. Пожалуй, совсем небольшой. Исследователи, которые провели многие годы на Африканском континенте и обзавелись в результате столь длительного времени массой хороших знакомых среди аборигенов, так и не могут утверждать, знают ли они истинные имена своих знакомых.

У каждого африканского племени свои обычаи, законы, нравы. Единственное, что объединяет их в сотворении имен для своих детей — вера в то, что имя предназначено для охраны и помощи. Африканцы часто нарекают своих детей в память о каких-то исторических событиях или намекают в именах на какие-либо обстоятельства, связанные с появлением человека на свет.
Имя может быть совершенно не связано с человеческим образом существования и относиться к какой-то стихии или насекомому. Например, у бушменов на юге Африки есть девочка Маленькая Саранча и мальчик Пылающий Огонь. А ребенок, появившийся на свет неожиданно, не дожидаясь помощи от повитух, в племени бафутов нарекается Васе, что примерно означает "внезапно свалившееся". Вообще, бафуты — народ лукавый. Они предпочитают не определять судьбу ребенка при помощи имени, а водить ее за нос, постоянно меняя эти имена. Чтобы пустить ей пыль в глаза и уберечь своих детей от болезней и неудач, отпрыска могут назвать Нкурину, то есть "чепуха, мусор, вздор". Встречаются имена и похлеще — Ндунудуну, например, означающее "совершенный вздор". Разве привлечет обладатель столь пренебрежительного имени пристальное внимание злого рока, если собственные родители мало дорожат этим обладателем? На это безучастие и надеются в действительности обожающие свое чадо родители. Эта надежда африканцев и заключается в постоянной смене имен. Пусть-ка злые духи попробуют разобраться, имени, полагая, что оно является одним из воплощений души человека. И если это воплощение станет доступно для всех, оно будет чрезмерно уязвимым, что породит множество бед в жизни нареченного.

Вельможные особы получают новое имя в зависимости от своего сана. Причем имя это употребляется в пределах дворца, в быту пользуются старыми именами, отвергая тем самым столь милое европейцу чинопочитание. Вельможа — вельможей, а для своих ты — равный. Африканские имена неисчислимы и виртуозны. Среди них можно встретить и Рурембу (создателя), и Ниамвуру (происходящий от дождя), и Ндиму-банзи (окруженного врагами) и даже Вапигирики, что означает возмущенное: «Почему я должен быть объектом ненависти?»

Имена говорят, спорят, вопрошают, размышляют. Они обладают не только мистическим влиянием, но и вполне реальной жизненной силой. И оттого всегда отличны одно от другого. Впрочем, масскультура внесла свои коррективы в историю африканских имен. Современные африканцы частенько зовутся Джонами, Питерами, Джозефами. Имена эти христианские, но вера, скорее всего, имеет к ним весьма отдаленное отношение. Это — признаки суеверия, присущего аборигенам, которые считают белых более преуспевающими и, присваивая их имена, пытаются переманить к себе фортуну. Однако при этом портить отношения с местными высшими силами не хотят, оттого и добавляют к христианским именам собственные, туземные. И на континенте появляются Джон Мавлиму или Питер Леленда. Первые проблески этих антропонимических изменений возникли еще в начале колонизации Африки. Тогда на юго-востоке Кении в племени эмбу внезапно предстали перед взором окружающих Джоны и Мери, едва прикрытые набедренными повязками. Это было и смешно, и трагично, потому что знаменовало крушение векового, девственно природного уклада африканцев. Процесс этот продолжался, обретал новые формы, и в наши дни среди африканцев можно встретить человека по имени Прогги, образовавшегося от слова "прогресс", или Демо — от слова "демократия". Встречаются и такие странные африканские имена, как Эфрейд — "испуг", или Ноумэтер — от английского "не играет роли".

Откуда взялась столь нелепая традиция — называть детей неблагозвучными именами, сказать сложно. Возможно, она проистекает из того, что, не владея английским языком, родители просто выбирают из него для ребенка любое симпатичное им слово. Однако эта практика наиболее распространена в городах. Глубинка в большинстве своем все еще придерживается местных традиций наречения. Впрочем, сейчас и молодые, образованные африканцы возвращаются к истокам, отказываясь от модных европейских имен и отдавая предпочтение своим, близким по духу и восприятию.
(Кочева О.Н. Большой словарь имен)


0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...