Имена в интернете: Церковные имена.

Церковные имена.



Имена, полученные при крещении, то есть церковные имена, были обязательны и ограничены в своем количестве, обиходные же выбирались, как заблагорассудится, менялись, терялись в памяти людей, исчезали. В общем, вели себя довольно свободно. Тем не менее, многие прозвища благополучно дожили до наших времен.

В современной ономастике такое имя называют некалендарным, то есть именем, которое отсутствует в календаре. После XVII века наиболее распространенные прозвища укрепились как имена собственные среди людей, но в святцы так и не попали. Церковь категорически отказывалась признавать крестильными именами те, которые не принадлежали православным святым. Благодаря столь категоричному неприятию со временем исчезла из обихода славян значительная доля древних языческих и скандинавских имен. Однако такая суровая по отношению к простонародным обиходным именам церковь вполне лояльно относилась к нехристианскому наречению некоторых князей. Она нашла выход из положения — канонизировала этих князей, причислив их к лику святых, и, соответственно, внесла их имена в святцы. Предварительно, правда, изменив Владимира на Василия, Глеба на Давида, Всеволода на Гавриила и Игоря на Георгия. Теперь князья именовались вполне благопристойно, согласно церковным канонам.

Любопытно, что впоследствии христианские имена, данные церковью, были забыты, и князья-святые вошли в историю под своими языческими именами. После метаморфозы с именами князей церковь сделала еще некоторые поправки. Она внесла-таки в православный календарь несколько чуждых ей ранее имен: Ярослав, Мстислав, Ростислав и Святослав. Эти имена никогда не носили святые, но, тем не менее, они были признаны церковью. Потом к ним прибавилось славянское Вячеслав — русское производное от чешского имени Вацлав, которое носил святой в X веке. Таким образом, все наши нынешние Славы и Славики получили право на календарные именины. Впоследствии этими именинами обзавелся и скандинавский Олег.

Количество мужских имен в церковных календарях значительно превалирует над количеством женских. Сравним: мужских — 900, а женских — только 250. Правда, календари эти устроены весьма своеобразно. Одни и те же имена часто соответствуют разным датах. Например, имя Иван отмечено в календаре семьдесят девять раз, Анна — восемнадцать, Мария — двенадцать. Безусловно, эти имена будут наиболее популярны!

А вот имена Виктор, Виталий, Евгений, не столь часто фигурирующие в святцах, стали популярны совсем по иной причине. Раньше они считались монашескими и в миру употреблялись мало. Жители XX века, падкие на редкости, изменили положение. Они сочли эти имена чрезмерно привлекательными и ввели их в обращение. Правда, имя Евгений стало широко востребованным намного раньше. Французское имя звучащее как Эжен, оно начало свое шествие по Европе и во второй половине XVIII века настолько пленило русских, что стало массовым. Причем именем Женя (сокращенно Эжен) называли детей независимо от их пола. Ну, и конечно, Александр Сергеевич Пушкин со своим «Евгением Онегиным» дал толчок развитию повальной моды на это имя.

В середине XIX века такие распространенные сейчас имена, как Геннадий, Людмила, Зоя, Лариса, Леонид были довольны редки. Пока не появились на сцене пьесы Островского с персонажами, именованными таким образом, во главе. Трудно сказать, что было первичным. Персонажи ли послужили причиной внезапной популярности этих имен, или Островский обладал даром провидца — неизвестно. Но, так или иначе, Ларисами, Леонидами и Геннадиями охотно нарекают новорожденных и по сей день. Вообще, желание людей в именовании своих чад частенько не совпадало с тем, что предлагали святцы. Славяне — строптивый народ, что поделаешь! Глядь, и воспользуются хитроумным приемом для воплощения своих чаяний!

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...