Имена в интернете: Псевдонимы Пушкина.

Псевдонимы Пушкина.




Первое появившееся в печати стихотворение Пушкина (тогда 15-летнего лицеиста) — «К другу стихотворцу» — было втайне от автора послано в «Вестник Европы» его лицейским товарищем Дельвигом. Оно не было подписано псевдонимом и вообще никакой подписи поставлено не было; это явствует из обращения издателя журнала: «Просим сочинителя присланной в „Вестник Европы" пьесы под названием „К другу стихотворцу", как всех других сочинителей, объявить нам свое имя, ибо мы поставили себе законом: не печатать тех сочинений, которых авторы не сообщили нам своего имени и адреса. Но смеем уверить, что мы не употребим во зло право издателя и не откроем тайны имени, когда автору угодно скрыть его от публики»

Юный поэт, очевидно, откликнулся на это обращение, ибо стихотворение «К другу стихотворцу» появилось в журнале. Однако и в «Вестнике Европы», и в «Сыне отечества», и в «Российском музеуме» Пушкин в 1814 — 1816 гг. шифровал свою фамилию, используя псевдоним Александр Н. к. ш. п, или — П — , или 1... Исключение Пушкин сделал лишь для «Воспоминаний в Царском селе».

Иногда автор не ограничивался тем, что подписывался псевдонимом, а создавал и вымышленный облик его носителя, со своим характером, внешностью и даже биографией. Любой псевдоним, если к нему присоединялась «легенда», т. е. придуманное жизнеописание, или указывались иные, чем у настоящего автора, пол, либо национальность, либо профессия, либо звание, становился литературной маской.

Порой ее создатель с целью убедить публику, что выдуманный им автор существует в действительности, описывал его наружность в предисловии (от имени издателя) или даже прилагал к книге его портрет, якобы написанный с натуры. Классический пример — «Повести Белкина». Выступая в роли их издателя, Пушкин пишет в предисловии: «Взявшись хлопотать об издании повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора».

Далее дается его словесный портрет: он «был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». Приводятся данные о родителях Белкина, о его характере, образе жизни, занятиях, обстоятельствах его смерти... Так, Пушкин старался уверить читателей в реальности существования выдуманного им автора, чье имя он поставил на книге вместо своего с добавлением: «Издано А. П.» Это уже не литературный прием, как в «Капитанской дочке», где Пушкин также притворился издателем, а настоящая маскировка.

Много хлопот доставили литературоведам и библиографам те случаи, когда поэты подписывались псевдонимами с ложными инициалами, ибо такая подпись часто совпадала с действительными инициалами другого автора (псевдоинициалы). Стихотворение «Череп» в «Северных цветах на 1828 год» Пушкин подписал Я., возможно, с целью мистифицировать читателей и заставить их думать, что это — стихи Языкова. Но еще при жизни Пушкина оно вошло в собрание его стихотворений.

Карамзин скрывался под многочисленными псевдонимами: Б. В., Б. Ф., В. Ф., Г. О. О., Ж., О. Ф. Ц., П. Ф., Р. О., Р. П., У. О., У. Ф., Ф., Ф. Ц. и т. д. Точно так же поступал Пушкин: под письмом к издателю «Современника» (1836) он поставил ложные инициалы А. Б., в результате чего авторство приписывалось другим. Лишь спустя 90 лет исследователи установили авторство Пушкина. И здесь причина была та же: журнал издавал он сам и не мог вести полемику от своего имени (это было выступление против помещенной в том же «Современнике» статьи Гоголя «О движении журнальной литературы»). По тем же мотивам Пушкин немало критических заметок и статей в «Литературной газете» (1830 - 1831), издававшейся при ближайшем его участии, напечатал без всякой подписи.

Пушкин, когда у него потребовали объяснений насчет «Гавриилиады», намекнул в письме П. А. Вяземскому (вероятно, специально для перлюстраторов), будто ее написал Д. П. Горчаков, незадолго до того умерший.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...